Рак мочевого пузыря

Мышечноинвазивная карцинома / рак и радикальная цистэктомия

Мышечноинвазивная карцинома (рак) - это вид злокачественного заболевания, при котором опухоль прорастает стенку мочевого пузыря до мышечного слоя. Если при диагностическом обследовании у пациента не обнаружены метастазы, то в этом случае возможна куративная терапия, суть которой состоит в оперативном удалении пораженного органа и формировании альтернативного способа отведения мочи.

Факторы риска, симптомы и признаки

Мужчины подвержены этому заболеванию намного чаще, чем представители противоположного пола (соотношение 3,8:1). В подавляющем большинстве всех случаев опухоль развивается в слизистой оболочке мочевого пузыря.

Одними из самых существенных факторов риска развития такого заболевания, как рак мочевого пузыря, является курение. Немалая роль в провоцировании возникновения опухоли принадлежит и вредному воздействию определенных химических веществ.

Одними из характерных признаков наличия опухолевого процесса могут быть учащенные позывы к мочеиспусканию и жжение. Самый главный симптом, сигнализирующий о том, что возможно у пациента рак этого органа - безболезненная гематурия, или кровь в моче.

Диагностика и лечение

Успех в борьбе со злокачественной опухолью во многом предопределяется такими факторами, как уровень профессиональной компетентности специалистов, достоверное произведенные диагностические исследования и правильно подобранный терапевтический план.

Одним из наиболее информативных способов для постановки точного диагноза является гистологический анализ образца патологической ткани мочевого пузыря. С целью изъятия необходимого для исследования материала проводится так называемая трансуретральная резекция. Результат гистологии является надежным диагнозом и позволяет с большой точностью определить тип опухоли. Кроме того, данные гистологического исследования применяются для дифференцировки немышечноинвазивной и мышечноинвазивной злокачественной опухоли.

Эффективным и наиболее результативным методом лечения неметазированного мышечноинвазивного рака является хирургическое вмешательство, состоящее из двух основных частей.

Первым шагом является удаление мочевого пузыря хирургическим путем. Для профилактики развития рака у пациентов мужского пола вместе с пораженным органом вырезается предстательная железа с семенными пузырьками, у женщин полностью ампутируются матка и яичники и частично резекционируется влагалище. Подобная процедура осуществляется с целью полного уничтожения злокачественных клеток и избежания рецидивов опухоли.

Вторая часть вмешательства включает в себя формирования новой системы отведения и накопления мочи, что она могла выводиться из организма. На сегодняшний день имеют разные способы реконструкции мочевого пузыря, имеющие как свои достоинства, так и недостатки.

Основные способы реконструкции мочевого пузыря

Реконструкция с отводом на брюшную стенку: уретрально-кожная фистула

Данная методика предполагает наложение уретрально-кожной фистулы, суть которой заключается в выведении мочеточников обеих почек на брюшную стенку, на так называемую стому (искусственный выход). Моча выводится наружу через брюшную стенку и накапливается в специальный пластический мешочек с клейким основанием. Такой способ отвода мочи рекомендует пациентам, которым в силу пожилого возраста или выраженных сопутствующих заболеваний противопоказано проведение сложных операций.

Илеум-кондуит (уростома)

Илеум-кондуит, или уростома - это наиболее часто проводящая операция по формированию системы мочеотведения. Такой вид уростомы предполагает резекцию небольшого сегмента тонкого кишечника, из которой затем формируется трубочка. Один конец трубочки закупоривается, а другой выводится наружу через стому. Мочеточники соединяются с этим кишечным имплантатом таким образом, чтобы моча через него смогла выводиться из организма больного.

Такая форма отведения мочи предпочтительна при восстановлении мочевого пузыря у пациентов пожилого возраста с умеренно ограниченными возможностями здоровья. Однако в отличие от уретрально-кожной фистула, методика с применением илеум-кондуита отличается более высоким потенциалом риска развития послеоперационных осложнений, поскольку в этом случае хирургическому вмешательству дополнительно подвергается и тонкий кишечник.

Создание нового мочевого пузыря из тканей тонкой кишки

Реконструкция нового мочевого пузыря для отведения мочи формируется из тканей тонкой кишки больного. Искусственный мочевой пузырь устанавливается в области малого таза, на том месте, где первоначально располагался естественный мочевой пузырь. Моча выводится наружу не через отверстие в брюшной стенке, а непосредственно через мочеиспускательный канал. Таким образом, опорожнение мочевого пузыря осуществляется почти естественным путем.

Условием для применения данной техники является хорошее состояние психического и физического состояния пациента и его готовность на протяжении всей своей жизни регулярно посещать врача и проходить различные контрольные исследования.

Создание удерживающего мочевого резервуара (Pouch)

Техника такого способа отвода мочи состоит в создании резервуара для удержания мочи. По своей сути метод аналогичен системе искусственного мочевого пузыря. Отличие заключается в том, что резервуар для сбора мочи располагается не на анатомическом месте природного мочевого пузыря, а несколько выше, непосредственно под брюшной стенкой. Моча выводится наружу через вентилеобразное отверстие в брюшной стенке при помощи специального одноразового катетера. Главное условие для применения данного метода - пациент должен быть в состоянии самостоятельно и своевременно менять катетер. При этом пациент также должен быть готов к тому, что ему придется всю оставшуюся жизнь регулярно проходить профилактические исследования.

Помимо выше описанных техник существует и ряд других способов выведения мочи из организма после удаления мочевого пузыря. Какой из них будет наиболее рациональным, в каждом конкретном случае решается в индивидуальном порядке совместно с пациентом. Такой подход позволяет нам гарантировать нашим пациентам наилучшее медицинское обеспечение.

Отделение урологии и детской урологии Клиники Шварцвальд-Баар имеет в своем распоряжении медицинское оборудование последнего поколения для диагностики и лечения рака мочевого пузыря. Аппарат магнитно-резонансной томографии мощностью 3 тесла, флюоресцентная цистокопия с применением 5-аминолевуленовой кислоты и качественные гистологические исследования предоставляют нам возможность выявить рак мочевого пузыря на ранних стадиях его развития.

Наши операционные залы обеспечены современными системами фильтрации воздуха и оснащены комплексом инновационной аппаратуры, позволяющим выполнить хирургические вмешательства любого уровня сложности. Все это повышает качество оказания медицинских услуг, снижает риск развития осложнений, сокращает сроки пребывания больного в стационаре и, как следствие, улучшает качество его жизни послеоперационного периоде.

Если вы или ваши близкие столкнулись с таким недугом, как рак мочевого пузыря, и ищете компетентного врача, которому вы смогли бы полностью довериться, наши специалисты готовы предоставить вам свою помощь. Чтобы связаться с нами, вы можете позвонить нам по телефону или отправить нам запрос через форму обратной связи.