Рак почек

Рак почек (рак клеток почечного эпителия), рак почечной лоханки и мочеточника (уротелиальная карцинома)

Рак почек (или по-другому рак клеток почечного эпителия) занимает седьмое место по частоте встречаемости среди злокачественных заболеваний у женского и мужского населения.

Рак клеток почечного эпителия - это наиболее распространенная злокачественная опухоль почек, на долю которого приходится приблизительно 85-90% всех случаев новообразований этого органа. После онкологических заболеваний предстательной железы и мочевого пузыря рак почек является третьим по встречаемости опухолевым заболеванием мочеполовой системы. У представителей мужского пола рак почек возникает в три раза чаще, нежели у женщин.

В основном это онкологическое заболевание поражает людей в возрасте 60-75 лет. В более 50% случаев рак почек обнаруживается случайно, при обращении к врачу по поводу других жалоб. В клинике Шварцвальд-Баар в Германии применяются инновативные методы визуализационной диагностики, например, ультразвуковое исследование и компьютерная томография, благодаря которым врачи имеют возможность поставить точный диагноз и назначить наиболее правильные и эффективные стратегии лечения. Единственной куративной терапевтической формой лечения при карциноме почек является оперативное вмешательство с полным удалением опухоли.

Картина заболевания

Функции почек

Почки - это парные бобовидные органы человека, расположенные по обеим сторонам позвоночника, ниже диафрагмы. От других органов брюшной полости они обособлены задней перитонеальной оболочкой. Основная функция почек - выведение из организма конечных продуктов обмена веществ. Образующаяся в них моча по парным мочеточникам поступает в мочевой пузырь, где она накапливается и, затем, выводится через мочеиспускательный канал наружу.

Что такое рак почек?

Рак почек - это патологические изменения клеток этого органа. Рак почечной лоханки, мочеточника и мочевого пузыря принято обозначать термином «уротелиальная карцинома», причем новообразования почек и мочеточников составляют 5-10% всех уротеалиальных опухолей.

Факторы риска

В качестве факторов риска, провоцирующих возникновение такого заболевания, как рак почек, относят курение, избыточную массу тела и хроническую почечную недостаточность. Определенную роль для развития опухоли почек играют генетические факторы и воздействие вредных веществ, содержащихся в окружающей среде (кадмий, свинец, асбест).

Небольшие по размеру опухоли, как правило, не вызывают никаких специфических жалоб и являются случайной находкой в рамках медицинского обследования по поводу других заболеваний. Появление боли в области почек, крови в моче и прощупываемой опухоли чаще всего сигнализирует об опухолевом заболевании на продвинутых стадиях.

Рак почечной лоханки. Рак мочеточников

Факторами риска образования опухолей почечной лоханки и мочеточников являются курение и воздействие промышленных и химических вредных веществ, таких как нафтиламина и бензидина. Признаками подобных опухолей могут быть кровь в моче, застой мочи в почечной лоханке и боли в почках. В некоторых случаях на рак почек могут указывать такие симптомы, как отсутствие аппетита, потеря веса неясной этиологии, повышение температуры, анемия и ночная потливость.

Диагностика и лечение

При подозрении на рак почек, почечной лоханки или мочеточников первым диагностическом шагом является рентгенографическое исследование органов брюшной полости и таза с использованием контрастных веществ (чаще всего компьютерная томография, или сокращенно КТ), которое служит надежной основой для постановки диагноза и является эффективным методом определения величины опухоли, масштабов ее распространения и наличия поражения лимфатических узлов. При новообразованиях небольшого размера, ограниченных в пределах почек, оптимальной терапевтической опцией является удаление опухоли с сохранением органа.

Лечение больших опухолей

При больших опухолях и новообразованиях, имеющих центральное положение, требуется полное удаление пораженной почки, после резекции которой общую функции очищения организма перенимает на себя вторая почка. Если опухоль удается вырезать полностью, то пациент больше не нуждается в дополнительных терапевтических мероприятиях.

Рак почек на продвинутой стадии

При локально продвинутом и метастазированном злокачественном новообразовании почек, операция комбинируется с последующей медикаментозной терапией. Многочисленные научные и клинические исследования доказали, что рак почек отличается высокой резистентностью к облучении и химиотерапии, поэтому эти методы признаны неэффективными и не практикуются в нашей клинике. Однако лучевая терапия может применяться для устранения метастазов и снижения интенсивности болей и жалоб.

Перед оперативном вмешательством для удаления опухолей почечной лоханки и мочеточников дополнительно осуществляется эндоскопическое исследование мочеточников с целью изъятия пробы тканей для гистологического исследования и подтверждения диагноза. В случаях, когда речь идет о таком заболевании, как рак почечной лоханки, или новообразовании в верхнем отделе мочеточников, наиболее целесообразным вариантом лечения считается удаление почек и мочеточника с прилегающими к ним лимфатическими узлами.

В особых случаях, для того, чтобы сохранить остаточную функцию почек у пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, билатериальными новообразованиями мочеточников или имеющих всего одну почку, при наличии небольших опухолей, расположенных в нижних отделах мочеточников, показана частичная резекция мочеточника с удалением опухоли и реконструкцией мочеточника (кишечника пластика).

Операции

Перед лечением любых форм злокачественного новообразования почек, сначала выполняются диагностические процедуры, на основании которых составляется индивидуальный терапевтический план. При этом все шаги, касающиеся диагностики и лечения, в нашей клинике подробно обсуждаются с пациентом и разрабатываются с учетом его пожеланий и особенностей. Во время беседы с врачом оценивается способность пациента перенести те или виды анестезии, а также выявить все связанные с ней риски.

Вскоре после операции на почке пациенту разрешается вставать и ходить. Срок пребывания в клинике составляет, как правило, около 7-10 дней. При желании, мы можем организовать для вас курсы реабилитации и послеоперационного восстановления. По окончании терапии требуется периодически посещать врача с целью предотвращения рецидива и раннего выявления онкологического заболевания.